Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №42»

Адрес299001, Российская Федерация, Город Севастополь, Нахимовский, Генерала Родионова, 9

Контакты администрации (8692)40-13-93 school42@mail.ru

Служба школьной медиации

Зачем нужна медиация школе?

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

 

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создаётся необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в  школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путём. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию

А для чего необходимо участие школьников в качестве медиаторов? Могут ли подростки с подвижной психикой взвешенно решать чужие проблемы?

- Метод школьной медиации предполагает максимальное вовлечение детей и подростков в распространение принципов медиативного подхода, позитивного общения. Создавая группы равных в рамках служб школьной медиации, мы создаём условия для позитивной социализации учеников, осознания ими собственной значимости, ценности человеческой жизни, чувства принадлежности и принятия. Участие в группах равных способствует развитию у учащихся социального и, в первую очередь, эмоционального интеллекта. Чуткость, сострадание, умение сопереживать – эти на первый взгляд естественные человеческие проявления сегодня всё реже встречаются и о них всё меньше рассуждают в стенах тех институтов, которые призваны эти способности развивать и культивировать.

Овладение методом школьной медиации, участие в группах равных позволяет каждому ребенку, подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным членом общества.

Что касается второй половины вопроса, то следует помнить, что в медиации никто ни за кого никаких решений не принимает. Роль детей-медиаторов, также как и взрослых медиаторов, заключается в том, чтобы помочь своим сверстникам с наименьшими потерями разрешить разногласия. Они ни в коем случае не станут принимать решения за спорщиков, или навязывать им какой-либо готовый вердикт.

- Кто будет обучать детей медиации? Сколько времени продлится такое обучение? Школьники и так перегружены учёбой - хватит ли им сил на эту дополнительную нагрузку?

- Школьная медиация, как я уже сказала, не требует появления новых сотрудников. Задача в том, чтобы как можно больше сотрудников образовательной организации овладели этим методом, и в первую очередь могли применять эти навыки в своей привычной повседневной деятельности. Часть преподавателей, овладевших методом, может стать, ядром службы школьной медиации, занимаясь при необходимости урегулированием разнонаправленных конфликтов, проводя информационно-просветительскую работу с коллегами, родителями, а также обучая детей, учащихся в группах равных.

Обучение в группах равных – это от 24 до 36 часов интерактивных занятий, которые могут быть интегрированы в обычную школьную программу. Не говоря о том, что эти занятия (включающие игровые тренинги) являются для детей не нагрузкой, а своего рода разрядкой, работой для ума и души.

Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie